Войти

 | Регистрация

Главная Лучшие психологи Каталог психологов Бесплатная консультация Я психолог Получить результат Бесплатные консультации всегда

Войти

 | Регистрация

Вход

Забыли пароль?

или продолжить через

Нет аккаунта? Зарегистрируйся

Регистрация

Есть аккаунт! Войти

Детский стресс. Причины, симптомы и меры помощи.

Автор: Наталья Федоренко

Тема: Дети и подростки

10.11.2019

Комментарии(0)

                                                                                        Говорят, что несчастия хорошая школа;  может быть.  Но счастие есть лучший университет.                                                                                                                                                                                                        А.С. Пушкин                     

Надеюсь, я  не открою для вас Америку,  написав, что маленькие человечки тоже подвержены стрессу, причём, в гораздо большей степени, чем мы, ибо восприимчивость у детишек гораздо выше нашей. Порой о причинах детских переживаний родители могут и не догадываться, а зачастую эти причины могут быть даже радостными (переезд на новую квартиру, рождение младшего). В любом случае для малыша всё это -   серьезный стресс. Какие же ситуации могут маленькими детьми переживаться как стрессовые? Ответ прост: любые перемены во внешней или внутренней жизни семьи, от самых незначительных, например, перестановки кроватки, до серьезных.

Типичными стрессовыми ситуациями для детей до 7 лет являются:

переезд; тяжелая болезнь (пребывание в больнице); отлучение от груди; ссоры, скандалы родителей, развод; рождение младших детей; разлука с мамой (ее выход на работу), разлука с обоими родителями; уход или смерть близких; адаптация к детскому саду; частая смена нянь (людей, ухаживающих за ребенком); суровое воспитание; формальное воспитание; разные стили обращения с ребенком, а также – попустительское, или, как сейчас выражаются, свободное воспитание, т.к. ситуация вседозволенности  лишает ребёнка границ и вызывает не меньший стресс, чем постоянный контроль; нестабильная, безрежимная атмосфера в доме.  

При продолжительном проживании в ситуации стресса у ребенка может сформироваться психотравма, которую он понесет с собой во взрослую жизнь и которая неизбежно будет иметь свои последствия. Для  коррекции и устранения таких травм нужна помощь профессионала. Как же понять и распознать, что  малыш нуждается в помощи?

Признаками, симптомами детского стресса являются любые негативные или странные изменения в поведении ребенка, как то: беспокойный ночный сон (энурез); сосание пальца, грызение ногтей; онанизм, отказ от горшка, плохой аппетит; агрессивность и аутоагрессивность; повышенная плаксивость, капризность; негативизм, протестное поведение; регресс (уход в младший возраст); появление различных страхов, «бзиков» и «пунктиков»; повышенная тревожность.

Если вы заметили  хоть что-то из вышеописанного, не спешите ругать или сразу лечить своего ребенка. Подумайте, вспомните – что происходит сейчас в его жизни (или происходило до появления этого симптома)? У любого поведения детей всегда есть своя причина. Приведу 2 примера из своей жизни. Мой младший сын за свои неполные 5 лет пережил 3 переезда, и каждый раз в этот период у него с поразительным  постоянством появлялась привычка сосать палец.  Смешно, но каждый раз я об этом забывала, и потом с удивлением отследила эту прямую взаимосвязь. Реагировала я спокойно, не ругала и не акцентировала внимание, хотя давление окружающих было сильным («Почему ты не запрещаешь? Я ему по рукам надаю!» - кричал, например, дедушка) И, как вы понимаете, объяснять ему, что ребенок переживает стресс – по меньшей мере бесполезно... Поэтому я призываю вас к терпению и  накоплению внутренней силы, дабы суметь при необходимости  противостоять окружению. И другой пример. Ко мне на консультацию пришли мама с сыном 6 лет с целью проверки готовности к школе и беспокойством по поводу  повышенной тревожности, боязливости. Действительно, у мальчика выявились заниженная самооценка, неуверенность в себе и тревожно-депрессивное восприятие мира. Никаких причин для этого ни в анкете, ни в беседе с мамой поначалу не находилось. И тут она говорит: - Знаете, он долго привыкал к детскому садику, все время плакал. - Насколько долго? – уточняю я. - Почти год, у него потом даже плешь на голове образовалась, ездили в инфекционную больницу – там сказали, что на нервной почве. Я смотрю во все глаза на молодую, красивую и образованную женщину и уже тихонечко так спрашиваю: - А что, была такая суровая жизненная необходимость – ни бабушек, ни средств? - Нет, отвечает она, - просто мы все считали, что так надо. Я попыталась объяснить, что мальчик в раннем детстве (отдали в сад в 2 годика) долгое время переживал стрессовую ситуацию, в которой  его эмоциональные реакции не воспринимались как что-то важное и ценное не только внешним миром (воспитателем в детском саду), но, что самое печальное, и родителями. Представьте себе, что маленький человек в течение целого года испытывает эмоциональные страдания, он пытается как-то сообщить о них – плачет, но никакой реакции на мир это не производит, и все остается по – прежнему. У ребенка формируется  представление о себе как малоценном и ни на что не могущем повлиять человеке. Безусловно, при гармоничном окружении  в дальнейшем, определенной  коррекционной работе, у мальчика есть шансы  научиться  доверию к миру, но стать лидером (а именно в такой роли его хотела видеть мама) ему вряд ли удастся. Привела именно этот пример потому, что он ярко иллюстрирует нашу всеобщую травмированность, я бы даже сказала, зомбированность  стереотипами мышления, доставшимися в наследство от советской эпохи, где  главным было подчинение системе и соответствие установленным нормам. «..  Так надо,.. все так делают...»… Когда и вас посещают подобные мантры  в отношении своего ребеночка –  задумайтесь на мгновенье – кому надо и зачем? И, если вы сможете вразумительно на них ответить, значит – ищите оптимальные пути в решение своей ситуации; если  нет, то знайте, что это срабатывает стереотип системного мышления. К описанию признаков переживания стресса хочется добавить, что наши дети – это маленькие гениальные  приемники, и они считывают наше поведение как не сумеет ни один детектор лжи. И если вы, например, только подумываете о разводе, не ругаетесь и никак не показываете это ребенку, он все равно будет чувствовать, что что-то не так, и будет переживать ваш стресс с двойной нагрузкой, так как у детей он может усиливаться от неизвестности ещё и чувством вины.

  Как лучше предупредить, смягчить стресс и помочь малышу справиться с ним?

Самое первое, главное и иногда достаточное средство – это, конечно, ваша любовь, понимание  и повышенное внимание в этот период. Любовь, выражаемая не только в обычной заботе и уходе, а во внимании, посвященном ребенку как  растущей личности, т.е. в игре, занятиях, прогулках и т.д. Полагаю, каждый родитель хочет видеть своего ребеночка, прежде всего, здоровым и счастливым. Этого состояния можно достичь, и мы сами достигаем   в состоянии гармонии, в гармонии  с собой и окружающим миром. Как считал философ Лейбниц, гармония – «это установленные Богом отношения во вселенной, и в частности, соотношения человеческого тела и души» А где же еще нам черпать гармонию, как не в самой Вселенной?   И обратиться  за помощью к природе, а точнее, к 4 ее стихиям, из которых состоит и сам человек. Используя энергию природных стихий – Земли, Воздуха, Воды и  Огня, мы максимально помогаем малышу напитаться силой  и даем импульс его организму, который чудесным образом способен самонастраиваться и гармонизироваться. Земля и Воздух. Итак, одно из самых мощных и действенных способов снятия стресса – это выезды на природу, где происходит гармонизация стихий воздуха и земли. Вспомните себя – какая несказанная благодать и душевный покой  нисходит на вас от простой прогулки по настоящему лесу. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя», - писал Михаил Пришвин. А если вы устроите подвижные игры, да еще разрешите деткам поваляться и побегать босиком...! Как минимум, знатный аппетит и глубокий сон вам обеспечены. Если нет возможности  побывать за пределами городской суеты, планируйте долгие прогулки – в парках, школьных дворах, пустырях, там, где есть хоть какой-то кусочек  природы и немноголюдно. В домашних условиях  стихию воздуха  можно  подпитывать ароматерапией – эфирные масла лаванды, мелиссы, нероли, жасмина или розы оказывают успокаивающее действие. Повышают жизненный тонус и восстанавливают силы запах лимона, эвкалипта, кедра. Вода. В летнее время  замечательны купания в любых природных водоемах,  в домашней обстановке – это теплые продолжительные ванны – лучше с морской солью, травами. Наверное, все уже слышали о феномене воды как уникальной энергоинформационной структуре, и говорить о важности  очистки  питьевой воды излишне. Расскажу, как  можно  сделать вашу очищенную воду еще и целебной. Самый простой способ – наклеить на банку с водой надпись – то, что вы хотите для ребеночка – « любовь», «развитие», «спокойствие», «радость»… Если сможете выделить 5 минут и прочитаете молитву или скажете несколько добрых слов этой водичке, сила ее увеличится.  Исследования знаменитого японского ученого Масару Эмото доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. (Потрясающей красоты  снимки кристаллов воды  можно посмотреть в его многочисленных книгах) Как люди, так и наша Земля на 70% состоят из воды. Вода – это связующее звено между духом и материей. Не случайно существует ритуал, идущий еще от наших бабушек – после посещения  людных мест обязательно умыть маленького ребеночка. К стихии воды  относятся  и человеческие эмоции. Для детей до годика совершенно естественно выражать свои эмоции через крик. Поэтому, ближе к вечеру можно малышам позволять немного покричать, а не пытаться сразу кормить или успокаивать. Таким образом они избавляются от пережитого напряжения дня. Чем больше  у вас  будет совместных с детьми позитивных, радостных моментов, тем быстрее проходят последствия стрессов. Посещение театра, выставок, карусели, да просто  - маленький домашний праздник с совместными танцами или чтение новой книжки перед сном  подарят вам и вашему ребенку минуты истинной близости, доверия и отдыха. Огонь. Хорошо в такой период пожечь дома свечи, как и после ссор, скандалов, незваных гостей. К стихии огня относят также дух человека, его творческое начало. Можно попробовать организовать минимальную арт-терапевтическую студию прямо на дому. У ребенка всегда должны быть в свободном доступе и достаточном выборе простые и всем знакомые средства для творческого самовыражения. Это – карандаши, краски, пластилин. Детки, особенно с повышенной чувствительностью и богатым воображением, (а именно такие наиболее подвержены стрессам), с удовольствием и охотой рисуют свои переживания. Наблюдая за сюжетами рисунков и поделок, можно многое узнать о внутреннем мире и психическом состоянии ребенка. Непосредственно в период проживания стресса у детишек может быть апатия, нежелание творить или, наоборот, усиленная потребность в творчестве. И в том и другом случае будет здорово, если вы  будете заниматься вместе. Для закрытых и апатичных детей ваше участие  будет хорошим примером, а для активных  художников – возможностью выговориться  и в общении с вами начать исцеляться. Сюжеты рисунков детей, проживающих кризисный период, довольно схожи и не должны вас пугать. Чаще всего это всевозможные аварии, пожары, катастрофы, войны, монстры – у мальчиков. У девочек – тучи, дожди, множество непонятных фигур, хаотичность, бессюжетность. Те и другие будут предпочитать темные цвета, а также – красный. Энергию духа можно также не только созидать, но и потреблять уже готовые  культурные ценности. Важно, чтобы это были действительно ценности. В стрессовой ситуации ребенок, как, впрочем, и взрослый человек,  особенно внушаем, легко поддается влиянию, и образы, которые его впечатлят  в этот период, оставят четкий след в формирующейся картине мира малыша. И только от вас зависит, какие это будут образы – сказки Пушкина, Винни-Пух с Пятачком или Симпсоны с рекламными лозунгами. Отдельно хотелось бы сказать, точнее, напомнить, о вредном влиянии ТВ как на мозг, так и на нервно-психическую сферу  развивающегося организма детей. И не важно, сидит он перед мерцающим ящиком, или ползает, или даже бегает из комнаты в комнату – звуковой фон впитывается  и воздействует на малыша. Замечательно, если его заменят  спокойные мелодии со звуками природы, детские песенки, и еще музыка Моцарта, которая из классики обладает наиболее целительным и гармонизирующим эффектом. В русской  культуре, да и во всем мире накоплено такое количество вечных ценностей – только бери и  используй мудрость, накопленную веками! Любая детская сказка так или иначе содержит в своем сюжете описание какой-то стрессовой ситуации. Виртуально проживая с героем  сказки многочисленные испытания, дети учатся разным реакциям и стереотипам поведения. Кстати, обратите внимание на любимую сказку своего ребенка, если такая есть.  Сюжет, конфликт, заложенный в ней, зачастую отражает происходящие процессы в  психическом  развитии ребенка. Есть еще один великолепный  прием для домашней психотерапии  детей. Называется он «совместная сказка». Перед сном, после прочтения  любимой  книжки, можно предложить своему ребенку сочинить свою сказку.  Вы начинаете так: « Жил был  мальчик (девочка) по имени..., как  бы ты  назвал нашего героя? » - спрашиваете вы у своего ребёнка, и потом  создаете его историю – сколько ему лет, где живет, чем любит заниматься и т. д.  Как вы понимаете, в воображаемом образе  будет сфокусирована проекция  личности самого ребенка. Если  ваш соавтор  не особенно  фонтанирует  идеями, сами предлагайте ему различные ситуации. Например, герой идет гулять во двор, в лес, в садик, в гости, в поход и т.д.  Благодаря  такой совместной сказке вы можете мягко влиять на  внутренний мир своего чада.  Если  появляются какие-то страшные, неприятные образы,  злые герои, можно всегда придумать какой-то волшебный  образ, или друга-помощника, который  защитит  и  научит  малыша житейской  мудрости. Сказкотерапию хорошо сочетать с массажем  -  классическим средством  для снятия нервного напряжения, или даже  простыми поглаживаниями, ласковыми прикосновениями  к ребенку. Полезно перед сном делать детям расслабляющий массаж лица, рук и стоп. Чем больше у вас будет телесного контакта, тем лучше.   Как видите, предлагаемые меры просты, универсальны, не требуют каких-то особенных усилий и вложений, но эффективны и  действенны  не только для  малыша, но и для всей семьи в целом. Важно помнить, что человек – это целостная система - внешнее всегда отражает внутреннее – и наоборот! И не важно, с чего начать – с массажа, новой игры  или сказки…Главное -  то пространство и энергия,  которые вы создаете.

   Так просто – руку протянуть, и, как создатель, жизнь вдохнуть,                                                                                                                           В это пространство, стены - границы лишь твоей вселенной.                                                                                                                                  Огонь и  воду покорив, все ж с трепетом глядим на них...                       И время отступает вспять, лишь детский смех звучит опять.                                                                                                                              Такой простой и вечный труд – творить божественный уют.  

Гармоничность домашней атмосферы, любовь, понимание и принятие временных (!) трудностей - пожалуй, самое лучшее лекарство для  встревоженной души любого ребенка. Не помню, кто сказал, что «дом - это не то место, где ты живешь, а то, где тебя понимают» Помните, что вы для своих  детей равны богам, и построенная вами  маленькая вселенная, семейный микромир - это пока единственная модель мира для них. И в ваших силах сотворить ее гармоничной и радостной.                                                                                                                                                                   

С пожеланиями  семейного счастья и родительского благополучия, детский психолог  и  психотерапевт, Наталья Федоренко.

Добавить комментарий

Оставьть первым комментарий