Войти

 | Регистрация

Главная Лучшие психологи Каталог психологов Бесплатная консультация Я психолог Получить результат

Войти

 | Регистрация

Вход

Забыли пароль?

или продолжить через

Нет аккаунта? Зарегистрируйся

Регистрация

Есть аккаунт! Войти

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Автор: Наталия Погорелая

Тема: Дети и подростки

22.11.2019

Комментарии(10)

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

         Родители подростков часто жалуются на пассивность и безынициативность своих чад. Причину такого поведения нужно рассматривать индивидуально и в комплексе с моделью семьи и особенностями личности самого подростка. Но существуют общие закономерности, понимание которых помогает позитивно влиять на модель поведения подростка. Американский психолог Мартин Селигман в 1967 году открыл феномен, который назвал «выученная беспомощность». Он изучал влияние неприятных событий на поведение животных и человека. Вот какое определение изучаемого явления он сформулировал: «выученная (или приобретенная) беспомощность – это состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные, хотя имеет такую возможность». М.Селигман с коллегами провел ряд экспериментов, благодаря которым сделал вывод о том, что «беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, и на возникновение событий влиять никак нельзя». Именно этот вывод натолкнул меня на размышления о возможных причинах низкой активности детей, которая стартует в подростковом возрасте.

Более детально об экспериментах Мартина Селигмана можно прочесть самостоятельно – информация доступна в интернете.

         20 лет назад в Украине в крупных городах появились родители, материальное благополучие которых стало достаточно высоким и, что очень важно, стабильным. Не будем обсуждать какими рисками это обеспечивалось. С другой стороны для страны открылись возможности и технологии мирового масштаба. Естественно, что родителям хотелось дать своим детям все то, что не было в их жизни (советский период создавал много ограничений). Главной целью в воспитании стало – разностороннее развитие детей. Детям предлагаются различные развивающие занятия: иностранные языки, танцы, вокал, спорт, путешествия, интеллектуальные игры и т.п. К выбору занятий подходят с умом:  учитывают задатки детей, их желания (условно), проводят маркетинг рынка услуг, не скупятся на оплату, расстояния не являются препятствием. Все учтено и организовано, по мнению родителей! Мегаполис держит в тонусе не только детей, но и родителей. И для того, чтобы все успеть родители оптимально организовывают образ жизни детей на несколько лет. И у них все получается до подросткового возраста их чад. А дальше… вдруг, на фоне полного благополучия, появляются пассивность и безынициативность, а иногда и полная апатия. «Как же так – развивали, ребенок был занят, ему нравилось, делал успехи и вдруг такое», – недоумевают родители. Кое-что не учли…. К ребенку изначально отнеслись как к объекту, для которого из лучших побуждений все организовали. По отношению к родителю ребенок существо подчиненное и убедить/уговорить его в дошкольном или младшем школьном возрасте не составляет труда. Кроме того, он любит родителей, они для него в этом возрасте целый мир, особенно если этот мир заботливый. В результате ребенок охотно соглашается с родителями и привыкает к тому, что контроль находится у родителей. Так формируется у ребенка «выученная беспомощность», а в подростком возрасте он уже и не претендует на самостоятельный контроль – слишком хлопотно.

Человек до двадцатилетнего возраста проходит очень содержательный путь. Каждый возрастной период дает ему возможность не только наполняться знаниями и осваивать навыки, он также дает возможность постепенно обучаться возрастной самостоятельности. Не стоит отбирать у него такие возможности! И тогда есть шанс того, что подростковый возраст (который и так самый проблемный период в жизни человека) не усложниться пассивностью и безынициативностью. 

Добавить комментарий