Войти

 | Регистрация

Главная Лучшие психологи Каталог психологов Бесплатная консультация Я психолог Получить результат Бесплатные консультации всегда

Войти

 | Регистрация

Вход

Забыли пароль?

или продолжить через

Нет аккаунта? Зарегистрируйся

Регистрация

Есть аккаунт! Войти

Замыкающее кольцо кризиса.

Автор: Мария Корякина

Тема: Жизненные кризисы

14.08.2019

Комментарии(0)

Вера.

Это история о жене Ильи Смолина, бизнесмена, владельца крупной фирмы. Определять её через мужа я начала неспроста, ведь у Веры Смолиной нет своей личности. Когда наблюдаешь за ней, и её поведением замечаешь что во всех её словах, во всех действиях, в интонациях, в движениях и, особенно в глазах, сквозит пустота. И не то, что бы в самой Вере Смолиной ничего нет, а будто бы она смотрит на мир через железобетонную стену, от чего ни до самости Веры не доходит ничего из реальности, ни в реальность не попадает ни капли Вериной индивидуальности.

Она идеально исполняет эту роль жены богатого человека, она невероятно довольна собой в исполнении материнской роли, живя с верой в то, что знает себя и членов своей семьи, как пять своих собственных пальцев. Её текучий, капризный голосок в каждой сцене говорит о детской позиции в мире. Ей всегда должны давать. Давать денег, давать заботу, давать признание, внимание, уважение. До глубины души её оскорбляет даже раздражённый тон мужа, проскакивающий настолько редко, что она готова потерять сознание в эти моменты. Ведь её муж идеален, как и вся её жизнь.

В муже нет ни одного изъяна: успешный, любящий, заботливый, верный, галантный, образованный, статный, красивый. В общем, идеальный представитель высшего общества, который вписывается как картинка, в нарисованный Верой мир. Конечно же, это и есть всего лишь картинка, которая прикрывает от Веры реальность, но об этом позже.

Сын Веры так же идеален. Совпадает по всем параметрам с представлениями о сыне мечты. Послушный, спокойный, учится в лучшем Вузе страны, на лучшем факультете, успешный и перспективный, с многообещающим будущим, которое подготовили для него родители. Сын Веры так же идеален, как например её квартира. Он тот самый элемент декораций, который дополняет её самоопределение через роль матери – что бы чувствовать себя состоявшейся женщиной.

И, в завершение образа, как последние мазки на холсте Веры, её деятельность – благотворительный фонд для помощи женщинам, пострадавшим от насилия…Здесь даже не надо ничего дополнять, надеюсь уже должно быть понятно, что здесь перед закрытыми глазами Веры творится произвол и лицемерие. Finita la commedia.

Это история о том, как женщина создаёт себе другую, комфортную для восприятия, реальность. Скорлупу иллюзий, где можно придумать удобный тебе ход вещей. Где можно считать себя примерным семьянином, идеальной женой, любящей матерью, благородным человеком. И жить вымышленным образом, химерным счастьем. Но с каждым годом настоящее сжимает это скорлупу всё сильнее, пока сквозь трещины не начнет пробиваться истинное, разрушая построенные фантазии.

И вдруг происходит этот раскол, разлом, что приводит к тому, что скорлупа рассыпается. И беспощадная реальность своими жестокими лапами вытаскивает её из иллюзий в слепяще-оглушающий мир.

Её сын исчезает, и начинают всплывать факты из его жизни, о которых она даже не подозревала. И в этом мире не действуют правила Веры. В этом мире она не может вести себя как прежде. Реальность вбрасывает Веру в события и ситуации, где прежнее поведение не вписывается, декорации разваливаются, и Вера вынуждена раскрывать свои веки. И если вначале, как после долгого и крепкого сна, перед глазами ещё пелена, картинка размыта, и Вера дезориентирована. То, чем больше происходит вокруг, тем яснее Вере представляется жестокая реальность, сплетённая изо лжи.

Не будем здесь разбирать подробности всех её иллюзий, это не главное. Главное то, что определяет её объектную позицию к своему развитию. Вера действительно развивается как личность. Развивается в результате разрушения её иллюзий, её развивает разочарование, её развивает боль, её развивает страх и вина. Звучит странно, действительно. Но дело в том, что Вера впервые за долгое время по-настоящему жива, по-настоящему чувствует. И эта новая реальность  буквально заставляет её меняться, иначе она не выживет, иначе не выживет её сын. Это приводит к невольному развитию. И основной показатель объектной позиции Веры эта невольность.

Вера как камень в потоке воды, который в итоге начинает этим течением подтачиваться и меняться. Мы видим, как она преображается, с каждым новым разрушением. Она становится сильнее, она становится честнее, умнее, осознаннее, чувственней. У Веры появляется характер. Её взгляд теперь уже не пуст, он наполнен болью, но вместе с тем и жизнью. В нём столько жизни, сколько она до сих пор не ощущала в себе никогда. В этом и есть её объектное развитие. Жизнь заставила её ожить.

…Но теперь стоит перейти ко второй героине сериала.

Лида.

Здесь я хочу начать с определения субъектной позиции личности. Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность трактуется как способность человека производить изменения в мире и в себе самом. Эта способность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Субъекта в данном случае характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.

Е. Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношение другим людям. С ней согласен В. Н. Мясищев, который считает такие отношения «сердцевиной» человеческой жизни, потому что именно в них проявляются цели человека, его чувства к другому, уровень способностей во время взаимодействия с другими людьми.

По сути, все эти определения говорят об автономности, о сознательной целенаправленности действий. И Лида именно такой человек.

Лида выросла в несчастливой семье. Её мать была очень жестокой женщиной. Жестокой и бедной. Лиде пришлось приспосабливаться к суровой реальности с самого детства. Жизнь не дала ей шанса жить иллюзиями. Лида сама принимала решения и всегда знала, чего она хочет. Её субъектный подход жизни выражался именно в том, что она изменяла окружающую реальность сама. Изменяла даже других людей, своей силой, уверенностью и волей.

Её желание производить изменения в мире и себе самой было настолько сильным, что затрагивало иллюзии других людей. И именно её стремление изменить мир, разрушило иллюзии Веры.

Не буду раскрывать всех сюжетных интриг сериала, скажу только то, что важно для данной статьи. Лида меняла себя  и меняла мир. Но в этой активности она потеряла себя. В её картине мира она самосовершенствовалась, и помогала изменить мир к лучшему. Но оказалось, что её путь закончился тупиком. В своём стремлении к лучшему миру, из объективного видения реальности, она медленно но верно загоняла себя в иллюзию. И то, что должно было послужить очередным толчком к развитию, оказалось толчком в бездну.

Чем я хочу закончить эту статью. Я понимаю, что в мире оценочных суждений подразумевается, что субъектный подход – это положительная черта в личности, а объектный – отрицательная. Я понимаю, что в большинстве случаев, люди в субъектной позиции развиваются, а  люди в объектной живут в иллюзиях. Но для меня это своего рода провокация. И эти примеры, очень хорошо показывают то, как неоднозначен на самом деле наш мир. По этому, если Вы чувствуете, что Вы находитесь в серьёзном кризисе, помните о том, что он всегда ведёт к развитию. А если Вы чувствуете, что сил чуть меньше, чем хотелось бы - приходите на консультацию, мы найдём силы.

Добавить комментарий

Оставьть первым комментарий